НА СПОРТИВНЫХ МАРШРУТАХ ИСТОРИЯ СПЛАВА ПО ИНДИЙСКОЙ РЕКЕ ЧЕНАБ
ОДНОГО ВЕТЕРАНА В СОСТАВЕ ЧЕМПИОНСКОЙ ГРУППЫ
Анонс успешного прохождения индийской реки Ченаб в Чемпионатах 2009-2010 годов и основные технические характеристики маршрута были напечатаны в журнале «Турист» №6 за 2009 г. Данная статья раскрывает некоторые подробности организации похода, взаимовыручки, сложного сплава, мастерства участников и везения. Всё это окрашено необыкновенными красотами индийской природы и её удивительных людей, гостеприимно встретивших наших спортсменов. За пределами рассказа оказалась существенная поддержка путешествия спонсорами. Вся группа туристов выражает огромную благодарность компании RAFTMASTER за качественное исполнение катамарана и компании SPHERE за предоставление отличной одежды для экстремальных путешествий.
Суета предпоходная
Не знаю, какие последствия вызовут мои откровения. Но уж если решил поделиться своими ощущениями от последнего похода, делись. Скажу честно, писать сладко-елейный отчет про то, как загорелые русские чудо-богатыри бесстрашно бросаются в водные пучины сложнейших иноземных рек, я не планировал. Несколько последних лет в нашей хорошо сложившейся группе я прохожу как ветеран – писатель-юморист. Серия моих рассказов «Викинги в Гималаях» пользовалась определенным успехом у очевидцев тех событий, которые я пытался описывать своим слабым разумом и скрипучим пером. Итак, молодой «адмирал» Борис Гусев заразил нас идеей съездить еще раз в Гималаи, сплавиться по мощнейшей, толком нехоженой реке Ченаб. Хорошее, в общем-то, дело придумал.
Фото 1454. Команда, замахнувшаяся на Ченаб (автор – крайний слева)
Но… улетали мы в ставшие уже родными Гималаи, заметьте, 26 сентября. А тут, ну, как назло (ох, и проклянет меня моя вторая половинка!) подвернулся праздник – 25 сентября у нас с женушкой день свадьбы. И не сказать, что бы я так уж много выпил. Но с утра разволновался что-то и начал перекладывать рюкзак. Что-то выкладываю, что-то докладываю. Рюкзак становится больше и тяжелее, это притом, что надо уложиться в 10 кг личного снаряжения. Разволновался, пошел в душ. Наполнил ванну, сижу, греюсь – успокаиваюсь. Слышу, жена кричит: «Пора бы уже выезжать в аэропорт!» Ну, думаю: «Зря паникует». Смотрю, чой-то мне уже плохо в этой ванне – успокаивающей. А надо сказать, что в извечной борьбе туриста-водника с перевесом аэропортовским я придумал следующую вещь. Достаю из спасжилета емкости, благо они хорошо достаются, и кладу в образовавшиеся свободные карманы на спасике всякие тяжелые, но не металлические предметы. Одеваешь спасжилет перед регистрацией и – полный вперед – проносишь на себе совершенно бесплатно от 15 до 20 килограммов в самолет. Ни в каких инструкциях не написано, что нельзя проходить в авиалайнер в спасательном жилете. Ну, так вот. Выхожу, я, значит, из ванной размягченный и слишком успокоенный, попихал еще чего-то в рюкзак, оделся. Хвать за раму – дотащил до машины, уложил. Хвать катамаран, хвать связку весел (почему-то это все у меня хранится). И я все это загружаю и разгружаю – сначала к себе домой, а потом на дачу. Ну, бегаю я, значит, таскаю все это, в голове уже молоточки по вискам бьют. А добрая женушка, выйдя из ванной, взяла да и бросила халатик на мой уже подготовленный спасжилет. Вынес я рюкзак, уложил его в машину, оглядел все уложенное, не стал подниматься уже наверх, ибо был уверен, что все уже взято. С криком: «Ирка, поехали, мы опаздываем», – рванули в Домодедово. Едем мы, конечно же, со скоростью 10-15 км/час. А с какой скоростью можно ехать в субботу по МКАД? Свернули на Каширку. И тут я, очнувшись от плохого самочувствия, пересчитываю весла. Ба! Да я не взял 2 запасных весла. Позвонил, нашумел на Равиля, как будто он виноват, что я весла забыл. Равиль взял 4 запаски, две обещал выделить нам. Ура! Вопрос решен! Все в порядке! Подъезжаем, к Домодедово, выгружаемся, подтаскиваем шмотки к регистрации. А она, родимая, уже идет полным ходом. «Старый», Саня Смирнов, зыркает мутным глазом, вроде как злится на мое опоздание. Немного выпили – глаз просветлел, не злится, рад видеть, предстартовое волнение. И тут! Как удар, как гром среди ясного неба – я забыл спасжилет со многими причиндалами внутри!!!!!! Ну, причиндалы не имеют такого ключевого значения как сам спасжилет на сплаве по первопроходной шестерочной реке. Слава богу, молодой адмирал отнесся стоически к моей замечательной выходке. Другие поднабычились. Ну да, понять их можно. Решили не предаваться унынию, а взять у меня из багажника автомобиля армейскую куртку «хэбэшку» и непромокаемую ветровку – авось в индийских магазинах чего подкупим и смастерим «спасик». Так оно, в общем-то, и получилось. Огромный респект и уважуха как принято сейчас говорить в молодежной среде адмиралу Борису и старине Игорю Зудину – хорошие все-таки ребята. Вот так, с приключениями, напряжениями, хохмами и подколами мы собирались на одну из сложнейших Гималайских рек, за золотыми чемпионскими медалями, как выяснилось потом. Ну, дабы смягчить психологический удар от моей выходки со спасжилетом, захожу в Дьюти-Фри, набрал там, значит, напитков вкусных и бегом в самолет. За взлет, за полет, за воду… Смотрю, взгляд Старого опять помутнел, но не злоба его переполняет, а хорошо ему, что так душевно проходит полет до Ашгабада. В Ашгабаде голод пробил, видать промыл славный Мартини небогатый Аэрофлотовский паек, и нормальному русскому мужику жрать захотелось. А я как опытный путешественник взял с собой на перелет несколько кусков бастурмы и буханку черного хлеба. Ну, и впился я своими зубьями в эту буханку, а коварный фотограф Викулин взял да и запечатлел меня в этот исторический момент. До сих пор эта фотка на сайте «таганок» все мои высказывания сопровождает. Не верите!? – Зайдите и сами посмотрите!
Фото 1060
Ну, как русскому человеку поевши хлеба не сопроводить это глотком старого доброго рома «Капитан Морган». Сопроводили раз, другой… Смотрю… – Дели! Ё-моё!!! – сработала все-таки машина времени. Как садились в самолет в Ашгабаде, как летели, чем кормили, ничего не помню.
Долгая заброска
В Делийском аэропорту имени незабвенной Индиры Ганди, которую так Леонид Ильич Брежнев любил, по-прежнему пахнет Индией. Значит мы в Индии! Во рту засуха и пустыня, на голове раскаленный обруч с заклепками в районе висков и затылка. Русские чемпионы продолжают готовиться к бою с рекой, ищут Макдональдс и супермаркет. Макдональдс нашли быстро. Ледяная фанта вливалась в организм и приносила ощущение легкости и свежести. Да, мы в Дели – колготня узких грязных улочек, удушливый смрад ясно доказывают это. Странное дело в Дели не работает Джи-Пи-Эс. Никакие найденные по Гуглю гипермаркеты не находятся там, где они обозначены. Просим водилу и сопровождающего подвезти нас к любому большому продуктовому магазину. Нет! Они всеми возможными способами стремятся поскорее вырваться из Дели. Как будто, мы их не предупреждали о том, что нам необходимо закупиться продуктами. Итак, мы мчимся (где это позволяет индийский хайвей) все дальше и дальше от центра к далеким Гималаям, где нас ждет новая неведомая река Ченаб. Мы болтаем обо всем, смотрим в окно, выпиваем. Ночь берет свое… засыпаем. И тут, проснувшись среди ночи, вижу, что на нас на приличной скорости летит грузовик, весь в лампочках, весь освещенный – такой огромный и жуткий. Идет на нас в лобовую. Я чуть не издал крик: «Спасайтесь ребята!!!» – как в последний момент он разошелся с нашим автобусом… А я тотчас вспомнил, что в Индии левостороннее движение (тяжелое наследие английской колонизации). Отдышался…. Сон как рукой сняло. Пошарил вокруг рукой, нашел бутылку виски. Несколько хороших глотков успокоили русского героя. Полюбовался огромными Гималайскими елями. Дорога начинает серпантинить, значит въехали в предгорье. Завтра будем штурмовать Ротанг. Ротанг Пасс – это перевал на высоте 4100. Начинающие альпиноиды и горники гордятся восхождениями на такие высоты.
Фото 1103.
Мы этот знаменитый Ротанг Пасс проедем не очень трезвые на экскурсионном здоровенном автобусе, расталкивая джипы, наполненные небритыми смуглыми индусами, тещами, какими-то бабушками и курями. Для местных это обычная нормальная дорога. Кто-то едет в гости, кто-то по делам, кто-то на танцы. Мы вертим головами в поисках рериховских оттенков в Гималаях. Каждый вертел головой в надежде увидеть сине-фиолетовые склоны гор, как на полотнах Николая Николаевича. Но видимо «адаптяровка», которой мы не забывали поддерживать организм в ожидании горной болезни, на всех действует по-разному. Кто-то увидел фиолетовые вершины в лучах заходящего солнца, кто-то нет. Слава богу, снега на Ротанге не было, были только лужи да грязь, да сплошные пробки, не хуже чем в Москве. Да, и были еще огромные панорамные виды, от которых дух захватывало.
Фото 1883.
На подъезде к перевалу поспали остаток ночи в городишке, в котором сломался автобус, и поэтому утром у нас было время побродить по городу, сделать покупки. Я возглавил команду по приобретению ингредиентов, из которых можно сообразить спасжилет. Мы несколько раз проутюжили центр города с прилегающими к нему торговыми рядами. Решили купить в детско-спортивном отделе баскетбольные мячи и насос к ним. Дело в том, что емкости для спасжилета я к счастью положил в рюкзак отдельно от спасжилета, а внутрь спасжилета положил сидушки для сидения спортсменов на своих рабочих местах, т.к. они значительно тяжелее спасжилетовских емкостей. Но, все наши потуги с покупкой мячей и насоса оказались напрасны. Великий практик, Боря, пошивший за свою жизнь не один десяток разнообразных видов снаряжений, сделал простую и гениальную вещь. Он купил несколько пластин какого-то фиолетово-розового вспененного утеплителя и плотную капроновую ткань. Спасик, надо сказать, получился достаточно толковый и практичный. К моей военной хэбэшке были пришиты по несколько пластин этого чудо-утеплителя. И в результате получилась спасательная куртка вместо спасательного жилета, что, в общем-то, меня на время этого похода вполне устраивало. Слава богу, не пришлось его проверять на прочность во время оверкиля, ибо такового не было. Хвала всем местным богам, да и нашему еще разок тоже не повредит. Приехали мы на место глубокой ночью, удачно преодолев перевал Ротанг, который после захода солнца сразу как-то опустел и затих. Никаких пробок, никакой толкотни. Надо отметить, что при подъезде к перевалу предприимчивые аборигены придумали оригинальный бизнес – отдавать внаём теплые вещи тем, кто едет в сторону перевала, начиная от свитерков и заканчивая горнолыжными комбинезонами, шубами. Выяснилось, что равнинные индийцы ездят на пикники в горы, не имея никакой теплой одежды в принципе, потому что на жаркой равнине она им не нужна. И вот горные индийцы придумали выдавать им свою теплую одежду (отнюдь не первой свежести) для того, чтобы те не врезали дуба на пикниках в районе перевала Ротанг. Молодцы горцы!
Мы доехали
Речка встретила нас каким-то металлическим отблеском, отражая в себе нереально огромную гималайскую луну.
Фото 1438.
Автобус съезжать с асфальта не стал – понять его можно. Кучу снаряжения, продукты и всего донесли до берега на руках. Нудно, долго готовили ужин на горелке (бедные, вечно голодные, наверно, альпинисты). Зато как порадовала тушенка в макаронах! Не зря тащили, не зря перевес оплачивали. Запах далекой России в индийских макаронах грел и желудок, и душу. Утро. Неутомимые рязанцы уже возятся вокруг того, что скоро будет называться их Катом. Вот черти! Вот торопыги! Борьку понять можно. Вдруг зависнем в ущелье, вдруг выбираться несколько суток. Молодой адмирал волнуется. Солнышко жарит совсем не по-осеннему. Мучает жажда. Пить можно только фильтрованную воду, она быстро нагревается, плюс привкус йода – может и вырвать с непривычки. Снимаю футболку после группового фотографирования, ведь солнышко осеннее не убьет меня так уж быстро. Скоро становится плохо. Это дает о себе знать высота 3100, на которую поднялись без всякой адаптации. Наклонился, завязал, развязал узел – резко поднялся и как «штормануло» в сторону! Ё-моё! Делаем все потихоньку, особенно мы возрастные. Молодежь переносит высоту легче. Подсказали, что я уже красный как рак. Спасибо ребятам! Солнышко-то хоть и осеннее, но все-таки гималайское высокогорное. Борин экипаж помогает нам дособирать кат, видя как мы с Иванычем «растекаемся» на солнце. Молодец Боря – добился своего, отчалили в день стапеля и прошли часок по воде. Я по стародавней привычке пью прямо из реки ледяную воду (плевать на индийских микробов), поливаю себе ее огромными кружками на голову… О чудо! Легчает! Как всегда, холодная вода на голову – мое спасение. Готов сплавляться еще и еще. Но…. Мудрый адмирал объявляет стоянку на левом берегу, там, где нет дороги и аборигенов. Выгружаемся вялые и прибитые. Дежурные ставят еду на горелку.
Спасжилетная тема
Боря, установив палатку и разложив ремнабор, требует меня на измерение – вот неугомонный, вот молодость! Измерив меня, начинает кроить листы пенного утеплителя и синей ткани, присоединяется старина Зудин, позже брат Молодцов.
Фото 1166
Напоминаю, что для изготовления спасжилета избрали мою камуфляжную американскую х/б куртку. Все что-то шьют. Село солнце. Меня бьет крупная дрожь. Смотрю, все одеваются в самое теплое. Вечерняя раздача рома! Надо согреться и взбодриться. Сейчас пить совсем не хочется. Но чисто российские доводы: «Да ты чо! Так нельзя! Обязательно надо!». Взял себя в руки, проглотил 50 граммов рома… И сразу понял, что сделал ошибку! Стало не лучше. Стало настолько плохо что, что-то промычав извинительное людям, которые шили мне спасжилет, ушел и упал в палатку. Полусон, полубред… Владимир Владимирович Дворкин притаскивает пайку риса с салатом. Шевельнулось чувство голода. Организму отказывать нельзя. Поел. Уснул. Утро. Вроде получше, ходим, собираемся, гидримся. Борька ворчит, что вышли не в 9.00., а в 9.20. Я лично рад, что вышли вообще. Многие тоже. Сплавляемся по веселой горной реке, достойной украсить ее разноцветными рафтами и девушками в купальниках. Какое редкое счастье – можно спокойно раскатиться безо всяких 3-метровых валов и вышибающих бочек. Господи! Как красиво-то, как тихо! Впал приток, воды чуть побольше. И, о чудо! Рощицы вполне приличных деревьев порою спускаются по склонам к воде. Значит, сегодня есть шанс посидеть у костерка, поболтать, глядя на веселые языки пламени.
Фото 1220.
Встретили остатки селевого потока. Снега и льда больше чем грязи. Внутри вода проточила проход от самого верха. До самого-самого верха ползти не хочется. Мало ли что? В ледовой пещере постоянный дождь из редких крупных капель. Были мысли наковырять льда почище на вечер. Виски со льдом у костра, на берегу гималайской речки это романтично.
Фото 1199, 1213, (1217)
Вечереет и хочется скорее к костру безо всякого льда. Метрах в пятистах слышен шум порога. Адмирал, едрить–закудрить, кинулся на осмотр. Ветеранам и всем остальным пришла в голову мысль о том, что мы находимся в роще каких-то неведомых деревьев и что утро вечера мудренее. Зачем вечером лезть в длинный сложный порог, когда и так за день больше 30 верст отмахали? Разум возобладал. Встали лагерем, костерок горит, супчик закипает, рагу готовится. Красотища! И черт меня тут дернул завести разговоры по истории Государства Российского и тому подобное. Споры получились горячие и смешные. Ну да ничего, разминка для мозга тоже нужна, угомонились, пошли спать.
Таблетки от Иваныча
Собираемся с утра как-то тяжеловато. Алкоголь здесь не причем. Исторические диспуты проходили под стандартные 2-3 рюмашки. Так что перебору не было. Решили, что это еще горняшка поддалбливает. Нет полной адаптации. Тут Иваныч (Илюхин Аркадий) мне и говорит: «Есть, мол, у меня чудо-таблетки на женьшене да плюс витаминчики там разные. Они тебе помогут! Принял я, значит, пару каких-то целебных таблеточек. Ну, и продолжаю так бодренько собираться. Порог оказался и впрямь длинный и достаточно мощный. Шли мы его в два этапа. После первого этапа вышел я посмотреть второй этап, а в голове вертолет, качает меня да штормит. Я бегом на кат. Аж даже шлем забыл на берегу. Отчалили, вспомнил про шлем. Снова зачалились. Вернулся за шлемом, дополз до ката и ну поливать голову ледяной водой из реки, как всегда, – лучшее средство. Отпускает. Досплавились до наших. Эскулап «Старый» пульс меряет, да как напустится на меня: «У тебя, мол, сейчас сердце выпрыгнет! Что ты с собою делаешь?» – «Да ничего такого, просто принял альпинистскую таблетку на женьшене от Иваныча». Ну, сами понимаете, куда мне эти таблетки посоветовал засунуть наш уважаемый эскулап Александр Валентинович. Сел я на кат и поехал себе потихоньку осваивать шестерочную речку, сердечно благодаря Иваныча за предоставленную таблетку. Ну, чего уж тут его ругать-то. Он же русский, хотел как лучше – получилось как обычно. А мы дальше сплавляемся, красотами любуемся (когда время есть). А река потихонечку, исподволь все серьезнее становится. За каждым поворотом глухие ущелья, да по берегам высоченные водопады.
Фото 1433, 1444, 1446
Ну да ничего, мы своему принципу не изменяем: «Пыхтим, но лезем». Один даже небольшой обнос учинили. Место узкое, красивое, непредсказуемое. Прям среди гималайских кедров стояли. Вспомнили непальский принцип: «Пять шишек – кан чаю готов». До того смолистые, заразы, до того жарко горят!
Отжиг на обносе (или как мы с Иванычем всё обнесли)
Но на этом наши приключения с Иванычем не закончились. А надо сказать, Иваныч обладает несколькими замечательными свойствами. Во-первых, у Иваныча вдрызг сломаны обе ноги, и, надо сказать, к этому походу они не очень заросли. Во-вторых у Иваныча есть некоторый горный опыт и поэтому он набрал с собой: френдов, карабинов, крючьев, жумаров и даже скальный молоток. Естественно ничего из этого альпинистского железа нам не понадобилось, но Иваныч все это героически таскал, «прыгая» с камня на камень на своих перебитых ножишках. А еще Иваныч очень любит спирт, и протаскал литрушку весь поход и развел ее только в делийском аэропорту. Причем, ходил с ней, не таясь, всех угощая и периодически прихлебывая из горлышка. Наивные пограничники так и не поняли, что внутри этой бутылки из-под минералки. Так вот, дошли мы до места, где на реке расположились несколько, простите таких «задниц» (водный термин), что, попадая в одну не очень удачно, можно пройти несколько порогов 6-й к.с. что называется «в свободном классе», т.е. самосплавом. А уж что от тебя останется после всех этих экспериментов, даже и представлять не хочется. Ну что тут говорить – «Обнос!» Да, приличный, километра 2,5 по огромным булыганам да колючим зарослям вечнозеленого индийского леса, перегороженного колючей проволокой по всему склону к реке. Может быть, индийские скотоводы так ограничивают место выпаса своего скота. Но нам, русским катаманерам, эти фермерские изобретения изрядно мешали. В то злосчастное утро, наш дружный экипаж как всегда дежурил. Молодые сготовили кашу и доверили нам с Иванычем наводить на кухне порядок, уложиться, оставить все лишнее и скорее дуть по булыганам за быстроногой молодежью. Мы как два престарелых метеора начали метаться по всей стоянке, что-то запихивая в рюкзаки, что-то выбрасывая из упаковок ката. А хитроумно-беспокойный адмирал повелся на рассказы одного из участников и поперся в горы, да еще в другую сторону, в надежде найти дорогу и по ней быстренько обнести, сколько надо, да и спуститься, где будет надо. Смотрим, выбегает из джунглей Боря, взмыленный, ругает Лецика на чем свет стоит (автора оригинальной заброски вверх к дороге, да еще в другую сторону от завалов). Замучился, короче говоря, следовать «мудрым» советам Лецика и решил пойти просто низом вдоль реки. Ну, тут мы с Иванычем маленько тоже разволновались, позапихивали все в рюкзаки и скорее вдоль берега «поскакали», насколько это возможно. Скачем с камня на камень, скачем, и прискакали к колючей проволоке. Колючка прямо почти от уреза воды и вверх по склону уходит. Плотно так накручена, что с рюкзаком и не пролезть. Тропа вдоль нее как бы натоптана хорошо. Ну и решили мы с Иванычем, что тропа ведет к разрыву в проволоке, и мы там спокойно пролезем. А потом потихоньку наискосок к своим спустимся. А Иваныч, вспомнив свою горную молодость, взял да разобрал свои суперскладные альпенштоки. Шлем у него от американского футбола – белый огромный, еще бы СССР на лбу написать – ну, вылитый Гагарин на Луне с альпенштоками. Нашли мы лаз в колючке, перелезли. Тропа уходит еще выше. Ну, вроде все по нашей теории. Сначала набор высоты, переваливаем через лесистый гребешок и уже вниз по склону с криками УРА! Сваливаемся к месту окончания обноса. Отличный наш план, как потом выяснилось, был не лучше плана Лецика с вылезанием на дорогу. Короче, тропа эта оказалась звериная, или дьявольская, повела она нас вверх, повела… да и растворилася. И полезли мы с Иванычем по зарослям да колючкам, радуясь, что хоть друг друга из вида не теряем. На очередном перекуре попытался я прикинуть, сколько километров мы прошли. Успокоил меня Иваныч быстро: «Видишь водопад на противоположной стороне?» – «Вижу», – говорю с грустью в голосе. – «Так вот, на выходе из лагеря он был впереди нас, а сейчас он уже почти напротив нас. Значит, мы топчемся на одном месте». Потом мы с Иванычем увидели наших, упрямо таскающих по прибрежным булыганам катамараны. Как же я был рад, что не надо высчитывать – где там, за каким хребтиком остановились наши? Нужно просто дуть вниз к своим. Один или два раза я даже метнул вниз свой рюкзак и, спускаясь к нему вниз, испытал истинное удовольствие первопроходца, идущего налегке. Ребята в результате перетащили и нашу часть ката. А я, попытавшись помочь тащить уже последние метры, как-то нелепо от волнения запнулся, спотыкнулся, и меня тут же отстранили от этого дела, указав на разбитую бровь Сани Викулина – лишнее подтверждение тому, что на берегу шлем порою даже нужнее. Еле уговорил адмирала со товарищи не сплавляться в этот день. Борька сходил на разведку и сообщил, что можно стоять и здесь. Видимо много просмотреть не удалось, а сплавляться в сумерках по первопроходной шестерочной реке – шутка хорошая, но обычно никем не поддерживаемая. Мы с Иванычем зато проявили себя в обустройстве лагеря (Иваныч натянул веревку вдоль берега, дабы усталый путник не навернулся вечером с мокрого булыгана в реку). А я до умопомрачения растачивал малюсеньким треугольным алмазным надфилем отверстие в раме ката, чтобы там больше не заклинивало болты. Ночевать мы расползлись как тараканы: по щелям, площадочкам, плоским камням. Жук, забравшийся в лесную зону, скоро вернулся к нам на камни, утверждая, что вокруг него движется пара горящих глаз. Иваныч проснулся на заиндевевшем кате, усиленно утверждая, что ему было абсолютно не холодно. А вот мне в пещерке под огромным валуном, правда, было не холодно. Река «серьезнела» с каждым днем. Шли понемногу, предварительно все осматривая. И вот в районе порогов «Космических» (названых так потому, что они хорошо видны на космических снимках). Адмирал объявил дневку. А уж место-то какое там! Ну, просто кусочек сибирской тайги. Кедры в 2-3 обхвата и ковер, из длиннющей хвои, сравнивающий все неровности между камней. Красота, даже Красотища! Дождь чуть подпортил настроение. Вот уж чего не ожидали, того не ожидали. Но ляжка барана, купленная разведкой и приготовленная дежурными, все окончательно исправила. Дневка была замечательная.
Отважная тема – Приключения Равилевской команды, или зубастая речка
Все-таки дождь нас о чем-то предупреждал. Утром мы узнали о чем. Уверенные в себе, сытые бараньей ногой Равилевцы без особых усилий разгоняли свой почти спортивный кат, надеясь легко пробить бочку краем. Но… за бочкой стояла неслабая горка, которая с успехом скинула их как раз туда, куда попадать они совсем не планировали. Я почему-то не испугался за ребят – чутье подсказывало, что пацаны все сделают как надо, короче, сдюжат. Так оно, в общем-то, и вышло. Но эмоции из ребят пёрли фонтаном. Видно, что довелось им пережить. Поразил своей выдержкой Володька, которого в бочке помыло, но он все равно удержался, вылез на раму – молодец Володька Дворкин! То, что показалось нашим разведчикам сверху, – что все идется легко за 1-2 перехода, оказалось не совсем так. Правильно сказал Жук, что мощь порогов возросла до того, что наши 4-тонные пупындры уже шли на пределе своих возможностей (Нет, не надейтесь, на Бубли мы не пересядем). Но удивительное дело, огроменный катамаран, который на Пахре казался бы монстром, а многие карельские пороги мы на нем просто бы не заметили, здесь на гималайском 200-кубовом расходе уже не вызывал у нас такой железобетонной уверенности, как на какой-нибудь Шуе или Тунгуде.
Дорожно-строительная тема
Да тут еще дорожные работы. Совершенно убойный ландшафт! Лучших декораций для снятия фильма «Индийские партизаны под руководством Махатма Ганди освобождают родные джунгли от английских колонизаторов» не придумаешь! Представьте себе, что бульдозер расширяет горную дорогу, проходящую над рекой где-то на высоте 800-900 м. Камень, летящий и встречающийся с огромной глыбой, спокойненько лежащей на берегу реки, создает эффект реально разорвавшегося снаряда и осыпает осколками в радиусе 100-200 м реликтовый каштановый лес. Я таких каштанов по 2–2,5 метра в диаметре отродясь не видел. Так вот, этот каштановый лес стоит после подобных дорожно-ремонтных работ как после реальных боевых действий со срубленными сучками, листьями, чуть ли не перерубленными стволами. И надеюсь, можете представить наши ощущения, когда выплываешь из-за поворота реки и видишь все эти летящие с километровой высоты камушки, превращающие в поле боя очередной участок берега. Слава богу, дорожники-аборигены нас заметили, и оказались достаточно человеколюбивы.
Фото 1118
Обстрел участка реки прекратился. Но… мы все равно пострадали от этого ненавистного антропогенного фактора. Наш кат был прорезан осколком камня на обносе. Ну а о Равилевском кате говорить страшно. Две метровые дыры вдоль борта украсили его судно в последнем серьезном пороге, который мы уже после него проходить не стали. Должны же остаться хоть какие суда на плаву! Впечатлила предпоследняя стоянка, как раз среди этих гигантских каштанов. Измотанные, но не побежденные, мы сидели под стволами этих доисторических деревьев, готовили ужин, разливали остатки рома, вспоминали смешные и не очень случаи. Частенько дремучий лес оглашался здоровым мужским хохотом. Обезьяны, которые пытались издалека забить нас своими дурацкими криками, очень скоро отступили на другую территорию, поняв, что спорить с крупными белобрысыми самцами, бесцеремонно и нагло вторгшимися в эту часть их ореала обитания, бесполезно, а может быть даже и себе дороже. Все-таки спортсмены три недели идут без женщин. Вот так прошла наша последняя ночевка наедине с дикой рекой и дикой природой. Эту стоянку мы назвали «разбойничьей». Следы муссонных потоков, смешавших камни, грязь, стволы огромных деревьев, не оставляли нам большого выбора в поисках места для лагеря. И все-таки это была душевная стоянка. Костерок весело устремлял свои яркие языки вдоль отвесной стенки большого камня, а усталые 12 разбойников тянулись к этому камню, сжимая в своих мозолистых лапах миски и кружки.
Фото 1878
Наутро мы уже плыли не торопясь, в свое удовольствие последние километры до последней стоянки, называющейся у водников антистапелем. Все! Кончились огромные порожища! Завтра несколько перекатов, обалдевшие местные жители, последний вечер на реке – с песнями, шумными рассказами-воспоминаниями.
Прощальная тема
Все! Мы сделали это! Такие разные, порою, несуразные и смешные. Но все-таки классная команда, команда настоящих мужиков, больных белой водой и тягой к путешествиям, старинной болезнью не самой худшей части человечества – тягой к странствиям. Пройдет совсем не много времени, с трудом мы дотянем до весны. Беспокойный ветер странствий вновь проникнет в наши сердца, разбередит наши души, и мы как-то незаметно для себя вновь окажемся на берегу бурной реки… Обнимемся, сфотографируемся и – ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!!! САМЫЙ ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!!! Впереди еще столько интересных рек! И до новых встреч на маршрутах!
Андрей Потапов Фото Александра Викулина |
|